Распространение обязательной маркировки на товары началось с сигарет и табачной продукции, постепенно включая всё новые категории продуктов в систему. В 2020 году маркироваться обязательно должны сигареты, шины, духи, лекарства, постельное и кухонное белье, верхняя одежда, фотоаппараты, обувь.
По планам в ближайшие четыре года (к 2024 г) маркировать будут все категории товаров на отечественном рынке, позволяя контролировать производство, качество продукции через общую электронную систему. Как ритейлу работать по всем правилам, не нарываясь на штраф?
Перечень товаров обязательной маркировки представлен в Распоряжении No792-р. Одну из первых позиций занимает табачная продукция, которая обязательно маркируется с июля 2019 года. Также стоит сказать об маркировке меховых изделий, результат которой позволил выявить контрафактную продукцию, постепенно очищая серую долю рынка для честных производителей и продавцов. В мае закончился пилот для велосипедов, а ближайший переход на маркировку коснется всех видов обуви.
В 2020 году статус обязательной маркировки затронет:
- с 01.06.2020 велосипеды;
- с 01.07.2020 обувь;
- с 01.10.2020 фотоаппараты, духи, одеколоны, туалетная вода;
- с 01.11.2020 шины, покрышки.
Как работает система маркировки?
Маркировка базируется на уникальных кодах, которыми помечается каждая отдельная единица продукции. Этот код позволяет определить производителя, предоставляя краткую информацию о товаре, легко отслеживая перемещение товара от производителя к дистрибьютерам и рознице, где с помощью онлайн-касс и ОФД в систему поступает информация о продаже продукции покупателю. Такой контроль за всем товарооборотом позволяет упорядочить производство, вытеснив подделки и серый сегмент с рынка.
Маркировочные коды может создавать и выдавать производителю/импортеру только оператор системы – ЦРПТ.
С момента вступления маркировки в статус обязательной все маркировочные коды будут предоставляться на платной основе 0,5 руб/код без НДС.
Идентификационные коды формата DataMatrix подвержены защитному шифрованию, что исключает возможность их подделки. Один код предназначен для одного товара или товарного набора (разрешено ЦРПТ для категории продукции легпрома), при этом использовать код второй раз нельзя. Код создается системой, отводится отдельному товару, выходя из оборота при продаже продукции потребителю.
Нарушители, реализующие продукцию без кодов, а также попытки подделки будут штрафоваться и отстраняться от деятельности.
В кассовом чеке одним из обязательных реквизитов является «код товара», и игнорирование этой строки является нарушение требований законодательства. Штраф в этом случае составит для продавца до 3000 рублей, а для предпринимателя до 10000 рублей.
Что потребуется для работы с маркировкой рознице?
Отработка схемы взаимодействия с системой началась еще в 2018 году. Пилотный проект по маркировке сигарет позволит испробовать торговое оборудование. Большая часть продавцов обувных изделий уже готова к июлю, в частности, отлажен ЭДО, приобретены 2D-сканеры, промаркированы остатки продукции на складах или в магазинах. Эти три главных шага при переходе к обязательной маркировке – основа изменений через которые пройдет ритейл.
Система электронного документооборота необходима для обработки сопроводительных документов и УПД, что позволит системе отслеживать куда товар поступил от производителя.
Декодировать маркировочный штрихкод можно только с помощью 2D-сканера, который пригодится, как при приеме и инвентаризации на складе, так и при продаже товара покупателю.
Самостоятельно промаркировать остатки продавцы должны заранее, ведь производитель обязан маркировать обувь с 01.07.2020, а предыдущие партии обуви, нераспроданные заблаговременно не имеют идентификационного кода. Этот шаг легко исправляется приобретением кодов у ЦРПТ, печатью маркировочных этикеток на принтерах с последующей пометкой каждой обувной пары.
Если вы еще не приступили, но планируете работать с маркировкой, начните с регистрации в системе на сайте ЦРПТ. Регистрация бесплатная, пользователю достаточно заполнить анкетную форму, заверив ее ЭЦП.