Цифровая маркировка охватывает все больше товарных категорий, недавно было принято решение о маркировке готовой молочной продукции. В настоящее время на очереди перечень товаров, подлежащий обязательной маркировке с 01.12.2019, к списку отваров относятся: парфюмерная продукция, кожаная одежда, трикотаж, автомобильные шины, постельное и кухонное белье и, конечно, фотоаппараты. В чем плюсы маркировки? Для государства, разумеется, это приток выплаты налогов, ведь в «серую» работать так легко уже не получится, и придется соответствовать правилам рынка, товарооборот которого будет отслеживаться детально, ведь фиксируется передвижение каждого отдельно взятого товара. Для производителей и честных продавцов маркировка улучшит условия, свободная конкуренция станет ближе, ведь дешевый контрафакт с рынка будет вытеснен. Помимо этого, работа с цифровой маркировкой позволяет максимально автоматизировать свою торговлю, потому что для работы с маркированными товарами понадобится внедрение электронной системы документооборота, а это переведет деятельность на совершенно новый уровень (можно будет производить аналитику и учет за считанные минуты, благодаря обилию полезных программ).
Как будет работать маркировка фотоаппаратов и фотовспышек?
Обязательная цифровая маркировка фотоаппаратов и фотовспышек будет производиться по тому же принципу, что и маркировка сигарет или обуви. Производители и импортирующие фотооборудование компании должны направить оператору маркировки запрос на генерацию идентификационных маркировочных кодов, которые создает ЦРПТ и направляет. Все коды уникальны, двухмерны, в настоящее время используется кодировка 2D штрихкодами типа DataMatrix (похожи на QR). Относительно стоимости каждого кода, пока планируется взимать по 50 копеек за каждый код, но этап пилотного проекта носит абсолютно бесплатную основу – участники получают коды бесплатно. После получения кодов, изготавливающие и импортирующие предприятия маркируют фотооборудование метками с кодами, параллельно формируя УПД.
Этот УПД должен иметь электронный формат (быть подписан электронной подписью) и быть направлен в информационную систему цифровой маркировки, а также сопровождать товар при отправке его оптовой компании или дистрибьютору.
На следующем этапе передвижения товара уже опт и дистрибьютор сверяют поступивший товар по кодам, считывая его на приемку с помощью 2D-сканеров штрихкодов, с кодами из УПД, и любое несоответствие будет выявлено. Расформировав весь товар по партиям и создав новые УПД, оптовые компании распространяют товар уже в розничные магазины, направляя сопроводительные документы параллельно в информационную систему цифровой маркировки.
Розница на приемке аналогично производит сверку кодов поступивших товаров и указанных в УПД. Информация о списании товара доводится до системы маркировки с помощью онлайн кассы, с которой должен работать розничный магазин. На кассе при совершении расчета за покупку должен быть считан 2D-сканером маркировочный код, затем оператор фискальных данных получая информацию о продаже направляет код в систему маркировки. Код маркировки уникален и не может быть продублирован. Следует отметить, что при продаже сигарет код выводится из системы сразу на «списание», а при продаже обуви он хранится в системе некоторое время – это обусловлено тем, что обувную продукцию в магазин могут вернуть и с возвратом код будет вновь активен. Схематично рассуждая, принцип работы маркировки не кажется таким сложным, но на деле имеется куча нюансов, о которых бы хотелось знать заранее – для этого и вводятся экспериментальные пилотные проекты по маркировке.
В чем заключается пилотный проект маркировки фотооборудования?
Экспериментальная маркировка фотооборудования началась в мае (15.05.2019) и будет продолжаться вплоть до начала зимы, автоматически переходя в статус обязательной, согласно Постановлению Правительства №792-р. Маркировка фотокамер и фотовспышек сейчас носит пилотный характер, в котором можно принять участие на добровольной основе совершенно бесплатно. Введение пилота обозначилось Постановлением Правительства РФ №589. Как и в случае табака и обуви, оператором цифровой маркировки выступает ЦРПТ (центр развития перспективных технологий), с базировкой на системе «Честный ЗНАК».
Первоначальный состав экспериментальной команды был определен еще до начала пилота, в которую вошли Nikon, Fujifilm, Sony, Canon, УК«Ситилинк», ЯндексМаркет, Союз участников потребительского рынка, АКОРТ и РАТЭК. Эксперимент нацелен на отработку взаимодействия с маркировкой, отладку рабочих процессов с вносимыми изменениями, что позволит не только сформировать механизм работы маркировки фотоаппаратов, но и сформировать состав маркировочного кода, внести коррективы в методические рекомендации и инструкции.
Что необходимо для участия в экспериментальном пилоте по маркировке фотоаппаратов?
Первое, что следует сделать, – это подать запрос на участие на сайте ЦРПТ или направить его по электронному почтовому адресу оператора info@crpt.ru.
Второе – автоматизировать свою торговую деятельность, переведя весь документооборот в электронный формат. Система электронного документооборота (ЭДО) необходима для взаимодействия с системой цифровой маркировки. Требуется не только ввести ЭДО в работу, но и интегрировать ее с имеющейся товароучетной системой, а также наладить взаимодействие с программным обеспечением онлайн кассы. Все УПД будут предоставляться в электронной форме и отчетность для системы маркировки должна направляться в электронной форме. Разумеется, следует обзавестись квалифицированной цифровой подписью (КЭП) для подтверждения документов.
Третье – позаботится о наличие онлайн кассы, если Вы давно занимаетесь торговой деятельностью, то с этим не должно возникнуть проблем, ведь Вы скорее всего уже работаете с кассой и знаете, что такое оператор фискальных данных (ОФД). Продажа товаров маркировки невозможна без онлайн кассы, ведь это последняя точка взаимодействия с системой маркировки (данные о продаже маркированного товара должны уходить в систему через ОФД, а покупатель должен получить код маркировки на чеке).
Четвертое – обзавестись хорошим 2D-сканером штрихкодов, потому что все идентификационные коды маркировки будут двухмерными, в частности сейчас используются коды типа DataMatrix. Сканирование кода для розничных предприятий будет осуществляться при приеме товара от оптовой компании, а также при продаже товара на кассе, поэтому обойтись без сканирующего устройства не получится.
В сущности, выполнение данных четырех этапов потребуется и при переходе на работу с обязательной маркировкой, а не только для участия в пилоте, и лучше быть готовым заранее, подстроив рабочее пространство и персонал к изменениям постепенно. Может потребоваться корректировка рабочих процессов, в частности процесс приема продукции.
Как поменяется работа магазинов при торговле маркированными товарами?
Перевод товаров в область обязательной цифровой маркировки не внесет с собой основательных перемен в торговую деятельность розничных магазинов. Не потребуется переход на какие-либо инновационные устройства, вся необходимая техника давно используется в торговле, но стоит отметить два основательных введения.
Во-первых, ЭДО. Автоматизация в виде ЭДО будет более полезной, чем кажется изначально, ведь это не просто каприз со стороны оператора маркировки. Многие торговые предприятия уже давно перевели все документы в электронный формат, ведь обработка данных в таком случае занимает гораздо меньше времени, а на работе не копятся кипы бумаг, для разбора которых требуется отдельный специалист. Современные программные обеспечения, приложения и сервисы становятся все проще и понятнее для неподготовленного пользователя, поэтому разобраться и найти что-то среди электронных документов гораздо проще, и это, не говоря о возможностях аналитики и учета. ЭДО необходим для направления универсальных передаточных документов (УПД), сопровождающих товар, в общую информационную систему маркировки.
Во-вторых, 2D-сканер на приемке товаров. Сканирование маркировочных кодов при приеме товара (необходимое для проверки идентификационных кодов маркировки и списания товара при продаже) направлено не только для формирования информационной базы с передвижением товара, но и для собственной безопасности, ведь если в вашем магазине будет продан продукт без маркировки или код товара не закреплен за вашим магазином в УПД – ничего хорошего ждать не придется, ведь скорее всего начнется разбирательство, которое остановит торговлю.
К проверке и сканированию кодов лучше отнестись серьезнее, и, конечно, необходимо приобрести 2D-сканер штрихкодов, так как маркировочные коды относятся к категории двухмерных штрихкодов.
Какой 2D-сканер штрихкодов выбрать для работы с цифровой маркировкой?
Предлагаем ознакомится с подборкой наиболее популярных 2D-сканеров доступного ценового сегмента, которые в настоящее время используются при торговле с ЕГАИС, а также именно эти модели сейчас выбирают участники экспериментальных пилотных проектов цифровой маркировки товаров.
2D-сканер штрихкодов IDZOR 9750S 2D
Сканирующее устройство IDZOR 9750S 2D способно распознавать практически все форматы 1D и 2D штрихкодов, поэтому данный сканер часто используют при торговле в супермаркетах, где имеется необходимость считывать разные штрихкоды на кассе. Сканер поддерживает возможность работы с ЕГАИС, так же имеется функция авто-считывания кодов в спящем режиме (при поднесении штрихкода не потребуется включения сканера, устройство на автомате отсканирует этикетку).
2D-сканер штрихкодов Honeywell Voyager 1450g
Сканирующее устройство Honeywell Voyager 1450g является, наверное, самым популярным устройством категории 2D-сканеров штрихкодов. Модель стала востребована как устройство для работы с системой ЕГАИС, ведь данный сканер распознает коды даже низкого качества, а также сканирует штрихкоды, с экранов мобильных устройств, что расширит возможности приема оплаты на кассе.
2D-сканер штрихкодов Mertech SUNMI NS021 USB
Сканирующее устройство Mertech SUNMI NS021, эффективно считывающее 2D-штрихкоды любого типа, не только относится к бюджетному сегменту, но и является номинантом награды «Red Dot Design Award», что говорит о полном соответствии современным стандартам и требованиям работы. В основе устройства заложен высокоэффективный и производительный сканирующий модуль, что позволяет данной модели конкурировать в плане эффективности с более дорогими сканерами.
2D-сканер штрихкодов АТОЛ SB2108
Сканирующее устройство АТОЛ SB2108 является одним из универсальных сканеров от лидера рынка АТОЛ, подходящим любой торговой деятельности, ведь это устройство имеет широкий диапазон распознаваемых штрихкодов. Сканирование доступно даже с поверхности мобильного телефона, подарочных купонов, скидочных, подарочных и банковских карт. Сканер легко справится с поврежденной этикеткой или плохо пропечатанным штрихкодом.
2D-сканер штрихкодов MERCURY CL-2200 P2D USB
Сканирующее устройство MERCURY CL-2200 P2D USB прекрасно подойдет при интенсивном сканировании 2D-штрихкодов. Сканер легко взаимодействует с POS-системой, компьютером и любой онлайн кассой, что упрощает интеграцию устройства. Основным интерфейсов выступает USB-порт, но доступна и эмуляция интерфейса с разъемами KBW и RS232, что является преимуществом сканера, наряду с невысокой стоимостью.
2D-сканер штрихкодов IDZOR 2200-2D USB
Сканирующее устройство IDZOR 2200-2D легко распознает 2D, включая коды плохого качества, так что поврежденные этикетки с маркировкой или малоконтрастная печать кода не будет проблемой. Сканер быстро адаптируется к работе со штрихкодами, выводимыми на экран мобильных гаджетов, в том числе со штрихкодами китайских платежных систем (Alipay/Tenpay), все шире используемых в России, поэтому данный сканер будет однозначно полезен на кассе, расширяя возможности приема электронных платежей.
Начать подготовку к маркировке заблаговременно, означает не только успеть принять участие в пилотном проекте, работая с бесплатными кодами маркировки в размеренном спокойном темпе – это еще и снижение рисков в будущем нарваться на штрафы и отстранение от деятельности, чем может грозить работа вне правил обязательной маркировки.
Со стороны государства не единожды упоминалось, что до 2024 года планируется планомерный перевод всех товаров отечественного рынка на цифровую маркировку. Экспериментальный пилот помогает рынку успешно и удобно перейти к обязательной маркировке. Пилот по маркировке фотоаппаратов и фотовспышек закончится 30.11.2019 года, и уже 01.12.2019 года маркировка фотооборудования станет обязательной, согласно Постановлению Правительства №792-р. В данном постановлении отображено, что на стадии эксперимента по внедрению маркировки все компании-участники будут оснащены доступом к системе с генерацией цифровых маркировочных кодов и контролем оборота маркированной продукции на безвозмездной основе, поэтому стоит принять участие уже сейчас.