В 2019 году обязательная маркировка затронет десять товарных групп, в том числе, это коснется продукции легкой промышленности. Маркирование товаров предполагает нанесение специальных меток на упаковку для идентификации продукции в информационной системе. Маркировка введена с целью контроля товарооборота на отечественном рынке, а также вытеснения контрафакта и нелегальных товаров. Цифровая маркировка легпрома станет обязательной с 01.12.2019 года, среди перечня товаров:
Каков принцип работы обязательной маркировки?
Принцип работы с обязательной маркировкой легкой промышленности не предусматривает каких-дибо особенностей, базовая схема уже отработана на другой маркировочной продукции.
1. Производитель/импортер получает идентификационные коды, наносит маркировочные метки с кодами на все товары. При этом для каждой партии товаров формируется универсальный передаточный документ (УПД), содержащий информацию о метках.
2. Оптовой компании/дистрибьютору вместе с товаром посредством электронного документооборота (ЭДО) направляется УПД. При приеме товара компания производит сверку кодов товара и кодов, указанных в УПД. Далее опт помечает в информационной системе, что товар получен и данные соответствуют сопроводительной документации. Перед распределением товара по розничным торговым точками, оптом формируются товарные партии и соответствующие УПД.
3. Розничная компания, получая товар с УПД (через ЭДО), производит проверку кодов на приемке. При приеме оплаты от покупателя на кассе требуется считывать маркировочный код, чтобы через онлайн кассу данные о продаже конкретного товара поступали оператору фискальных данных (ОФД), который в свою очередь направит эти сведения в информационную систему ЦРПТ.
Сначала от всех участников товарной категории потребуется регистрация в информационной системе, что можно сделать, отправив запрос ЦРПТ (сайт/info@crpt.ru) или через систему «ЧестныйЗнак».
После регистрации производителям или импортерам следует запросить регистратор эмиссии для идентификационных маркировочных кодов, а также промаркировать остатки произведенных товаров специальными упрощенными маркировочными кодами (действуют две недели). После получения и установки регистраторов эмиссии, можно наладить производство, нанося маркировочную метку с кодом на каждый произведенный товар. Продукция с метками вводится в товарооборот, от всех участников рынка (производитель, опт, розница) требуется взаимодействие информационной системой.
Что потребуется от розницы для работы с маркировкой?
В отличие от производителей, которым для работы с маркировкой требуется регистратор эмиссии, запрашиваемый у ЦРПТ, опт и розница оснащаются самостоятельно техникой привычной для торговой деятельности. Помимо отработки процессов приема, хранения, продажи товаров, формирования автоматизации в виде ЭДО, от розницы потребуется приобретение 2D-сканеров штрихкодов. Для сферы легкой промышленности двухмерное сканирующее устройство раньше было не столь востребовано, ведь обязательное применение 2D-штрихкодов затрагивало товары системы ЕГАИС. Для розницы при торговле продукцией маркировки минимальной подготовкой будет:
- автоматизировать торговлю внедрением ЭДО;
- обновить программное обеспечение онлайн кассы (для отображения в реквизитах чека маркировочного кода);
- приобрести 2D-сканер штрихкодов, который способен на распознавание кодов формата DataMatrix.
Сканер штрихкодов давно применяется в торговой среде, но среди легкой промышленности 2D-сканер не имел такого широкого применения, как в супермаркетах (товары системы ЕГАИС). Какие характеристики должны быть у сканирующего устройства? Быстрое распознавание и скорость считывания 2D-штрихкода DataMatrix, работа с поврежденной этикеткой или при низкой контрастности печати, на приемке товаров сканер должен быть готов к интенсивному сканированию. К рекомендованным моделям относят следующие 2D-сканеры штрихкодов:
2D-сканер штрихкодов Honeywell Metrologic 1450g
Данный сканер распространенная модель для считывания 2D-штрихкодов, используемых системой ЕГАИС, но его применение будет эффективно и при работе с маркировкой. Быстро распознает 2D-штрихкоды, в частности коды DataMatrix. Сканирование поврежденных этикеток, печати низкого контраста, а также распознавание штрихкодов с бликующих глянцевых поверхностей (мобильные устройства, пластиковые купоны, глянцевые этикетки, т.д.), что может расширить возможности приема оплаты на кассе. Помимо прочих преимуществ, сканер относится к бюджетному сегменту.
2D-сканер штрихкодов АТОЛ SB2108
Качественный сканирующий элемент, быстрая настройка и адаптация к любой онлайн кассе, высокая скорость распознавания, доступная цена являются преимуществами данного сканера. Эффективен в сканировании цветной печати на темном фоне, в частности при белом шрифте на черной этикетке (что может быть стилистическим решением производителя). Низкая контрастность, повреждение этикетки не вызовет затруднений или задержки в сканировании для надежного торгового оборудования АТОЛ.
2D-сканер штрихкодов IDZOR 2200-2D USB
Эффективное декодирование штрихкодов, отличный базовый функционал сканера, который располагает удобным строением – главные плюсы IDZOR 2200-2D. Помимо этого преимуществами сканирующего устройства является невысокая цена и высокая скорость распознавания одномерных и двухмерных штрихкодов. Широкий спектр поддерживаемых платежных систем увеличит возможности приема оплаты на кассе магазина.
2D-сканер штрихкодов IDZOR 9750S 2D
Сканирующее устройство, подходящее для приемки товаров, так как данный сканер готов к беспрерывному сканированию и способен на декодирование штрихкодов с потертой, малоконтрастной печатью маркировочного кода. Помимо удобного строения корпуса, конструкция сканера является устойчивой к падениям или ударам, что возможно при приеме товара на складе.
2D-сканеры штрихкодов в работе розничного магазина будут необходимы на приемке и при расчете с покупателем. Сканирование идентификационного кода на кассе является одним из требований работы с маркировкой, как и выдача покупателю чека с маркировочным кодом, который поможет потребителю, при необходимости, узнать дополнительную информацию о товаре и его передвижении. Маркировочный код в обязательном порядке включает сведения о наименовании продукта, стране, наименовании и юридическом адресе производителя, размере, составе, дате производства и т.п. Отсутствие кода маркировки в кассовом чеке может привести к штрафам и отстранению от торговой деятельности.
Экспериментальный пилотный проект маркировки легкой промышленности
Начать подготовку к работе с маркировкой рекомендуется заранее, приняв участие в эксперименте ЦРПТ. Пилотный проект помогает осуществить комфортный постепенный переход к маркировке, адаптируя бизнес-процессы предприятия под требования системы поэтапно. Если Вы еще не участвуете в пилотном экспериментальном проекте цифровой маркировки товаров легкой промышленности – еще не поздно подать запрос на участие на сайте оператора-ЦРПТ, который проинструктирует и поможет сделать первые шаги в переходе к работе с системой.
При участии ЦРПТ с 27.06.2019 года стартовал экспериментальный пилотный проект обязательной маркировки продукции легкой промышленности, согласно распоряжению №790 от 22.06.2019 года. Пилотный проект завершиться в конце ноября (30.11.2019 года), а с началом декабря маркировка перейдет в обязательный режим, согласно распоряжению №792-р.
Экспериментальный пилот включает маркировку кожаной одежды, женских блуз, пальто, полупальто и бытового белья (туалетное, постельное, столовое, кухонное).
ЦРПТ проводит активное взаимодействие, помогая участникам товарооборота данной группы товаров (производителями/импортерами, опту/дистрибьюторами, рознице). Проект помогает постепенно выявлять нюансы адаптации к системе контроля со стороны рынка, и, учитывая специфику товарной группы, создавать методические рекомендации по маркировке легкой промышленности.
Первопроходцами пилота стало множество компаний, в частности: Ikea, Adidas, Спортмастер, H&M, Снежная королева, Спортмастер, Zara, Хендерсон, Детский Мир, Ашан, а также множество других компаний сферы легкой промышленности. Перед началом пилотного экспериментального проекта ЦРПТ подробно изучил условия производства ряда компаний, были проведены тесты относительно способов и вариантов маркировки.