Информация о сбое в работе касс поступала постепенно, начиная от Дальнего Востока переходя к европейской части России. По сообщениям Федеральной налоговой службы (ФНС) проблемы начались с 01:00 20 декабря 2017 года в работе контрольно-кассовой техники (ККТ) производителей «Штрих-М», «НТЦ «Измеритель», «Тринити» и «РР-Электро».
В группе компаний «Штрих-М» подтвердили, что 20 декабря, часть фискальных регистраторов производства компании «вошли в некорректный режим работы». По сообщениям компании, 2500 центров технического обслуживания «Штрих-М» и 20 000 сервисных инженеров по всей стране были направлены на устранение последствий произошедшего сбоя. Было решено произвести перепрограммирование касс на новую версию от 20.12.2017.
По информации «Штрих-М», вся ККТ, на которой было включено автоматическое обновление программного обеспечения, была обновлена и избежала данного сбоя, с уточнением, что в заводском исполнении по умолчанию включен режим автоматического обновления, отключить его можно лишь в ручном режиме.
«Штрих-М» также отметило, что в столь исключительной ситуации торговые предприятия вправе продолжать работу без применения ККТ до момента устранения сбоя.
ФНС выдало разрешение пользователям, в онлайн кассах которых произошел сбой, осуществлять расчеты без применения касс. Налоговая служба пояснила, что после восстановления работоспособности ККТ пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неучтенной по онлайн кассе выручки.
В соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники нет, поэтому ФНС России пояснило, что в сложившихся обстоятельствах пользователи ККТ не могут привлекаться к административной ответственности.
Сбой остановил работу части магазинов сетей «Магнит» и «Магнолия», проблемы в разных регионах возникли на сетях автозаправочных станций(АЗС). Сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» сообщили, что проблема затронула лишь часть, принадлежащих им кассовых аппаратов. Перебои были зафиксированы в 04:00 по МСК во время открытия магазинов в Сибири.
По сообщению Ассоциации компаний интернет торговли, представители розницы недополучили выручки около 10 млрд. руб. и около 2,5 млрд. руб. прибыли из-за сбоя онлайн касс.
Специалисты юридической сферы утверждают, что компании, столкнувшиеся со сбоем своей ККТ, имеют право предъявить требования о возмещении убытков, поскольку оборудование должно работать исправно, и если оно выходит из строя, производитель отвечает за недостатки товара, в том числе на него может быть возложена обязанность по возмещению убытков. Но, несмотря на это, имеется сложность в доказательстве наличие убытков, поскольку доказать, какой точно объем недополученной прибыли мог быть за период неисправности оборудования достаточно трудно. Помимо этого, перед требованиями возмещений, необходимо доказательство, что сбой произошел именно по вине производителя ККТ одной из четырех компаний, в работе устройств которых имел место сбой.
На настоящий момент ФНС уже сообщило о том, что массовый сбой в работе онлайн-касс ликвидирован.
Гарантировать, что сбои не повторяться никто не может, ведь при реализации любого крупного проекта неполадки неизбежны, и решение будет проводиться по мере их поступления.