Дискуссии о необходимости введения системы контроля за готовой молочной продукцией (питьевое молоко, кефир, варенец, сливки и т.д.) не утихают уже год, а между тем, по последним информационным сообщениям, премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал цифровую маркировку готовой молочной продукции.
Объем фальсифицированных товаров именно среди молочной продукции по оценкам Россельхознадзора составляет около 23%. Минсельхоз для решения проблемы предложил распространить на готовые молочные товары систему контроля «Меркурий». Система «Меркурий» вступила в действие в июле 2018 года, охватывая все продукты животного происхождения, включая сырое молоко. Планировалось приобщение готовой молочной продукции к «Меркурию» до июля 2019 года, но Минэкономразвития не поддержал проект. Минпромторг альтернативой предложил цифровую маркировку для готовой молочной продукции, с введением системы до конца 2019 года.
В настоящее время, рассматривается возможность объединения систем «Меркурия» и цифровой маркировки, в экспериментальных целях.
«Меркурий» будет необходима при поставке сырья (молочное сырье под контролем до завода-производителя), а в процессе производства должна включаться система маркировки (молочная продукция под контролем от производителя до покупателя). Маркировка будет осуществлять контроль легальности продуктов и срок их годности в магазине, информация об этом позволит системе «Меркурий» формировать или закрывать ветеринарные сертификаты.
Крупные молочные компании Danone и PepsiCo выступали резко против «Меркурия», одной из главных причин, по мнению предприятий, является нестабильность системы, которая может привести к проблемам с отгрузкой товаров. Помимо этого, затраты на программное обеспечение и подготовку предприятия к работе с новой системой достаточно весомые, поэтому нагрузка в виде интеграции «Меркурия» и цифровой маркировки на сегодняшний день встречается негативно.
Официальных заявлений на счет введения двух систем контроля еще не было, но положительный эффект от взаимодействия маркировки и «Меркурия», по мнению экспертов, должен быть не только для потребителя, но и для отрасли молочной продукции.