Обязательная маркировка, опробованная еще в первой половине 2018 года направлена разделить продукты, оповестив покупателя о вреде/полезности того или иного товара. При этом имеется польза и для предпринимателей – маркировка будет способствовать применению бизнесом современных технологий.
Перечень государственных информационных систем (ГИС), обязательных к подключению для предпринимателей постепенно расширяется. Самой первой системой является ЕГАИС, которое помогает государству контролировать торговлю алкогольной продукцией. Далее были введены онлайн кассы, которые передают информацию в налоговую информационную систему посредством оператора фискальных данных (ОФД). И самые свежие привязки к ГИС представляют собой электронные ветеринарные сертификаты, маркировка меховых изделий и последняя маркировка продуктов.
Контроль посредством ГИС во многом наводит порядок, делая работу предпринимателя более прозрачной, и приводит к поразительным результатам. По сообщениям ФНС, официальный товарооборот по розничной торговле после введения онлайн касс вырос на 50%, а статистические данные по торговли меховыми изделиями показали увеличение продаж в шесть раз, что поражает, доказывая эффективность маркировки.
Правительство заинтересовано в распространении системы маркировки на все виды товаров, поэтому с июля 2019 года станет обязательным контроль продажи обуви, а с декабря 2019 года – шин, духов, фотокамер, одежды из кожи, пальто и блузок, постельного белья.
Введение маркировки затрудняется наличием в каждом товарном сегменте своих ГИС, которые не взаимосвязаны, и базируются на разных технологиях. Каждый среднестатистический магазин должен работать с 3 системами, и это исключая онлайн кассу с ЕГАИС (продажа алкоголя и табака) и «Меркурием» (обмен ветеринарными сертификатами с поставщиками).
Однако, государство отлично понимает проблему и поэтому планируется создание единой системы маркировки товаров, которая планируется к выпуску к 2024 году. Оператором новой системы назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), которое представляется объединением государства и частных специалистов. Сегодня ЦРПТ экспериментируют с маркировкой табачных изделий, был проведен пилотный запуск маркированного мороженного летом этого года, постепенно отрабатывается схема взаимодействия, которая в дальнейшем будет основой единой системы маркировки. Возможно, в новую единую систему будут включены ГИС предшественники, вроде ЕГАИС, но конкретных решений на этот счет еще не принято.
Принцип работы системы маркировки
Производители и организации, занимающиеся импортом, будут оснащены зарегистрированными идентификационными знаками, которые они получат от оператора системы маркировки. По факту, данные знаки будут представлять собой уникальные номера, которые будут фиксироваться на товаре производителем, клеймя товар номером. Данный номер, планируется отображать 2D штрихкодом типа DataMatrix, напоминающего QR-код, что значительно экономичнее, чем использование, к примеру, меток RFID типа.
Далее производитель вносит в информационную систему (ГИС маркировки) данные с номером по каждому товару. Оптовики по цепочке производят регистрацию в ГИС по каждому товару, также указывая номер. Эти процессы будут проще и удобней с применением обычного электронного документооборота, отображая списки товаров с номерами через накладные в электронном формате.
Для фиксации момента выхода товара в розницу планируется использовать онлайн кассы. 2D штрихкод DataMatrix, нанесенный на товар раннее сканируется на кассиром-код каждого из товаров. Эти коды будут записаны в электронный чек, который онлайн-касса отправит через ОФД в ФНС. Затем налоговая направит данные о проданных товарах в ГИС маркировки. По итогу государство располагает полной и актуальной информацией о передвижении товаров.
Как подготовиться к работе с маркировкой?
Нововведения всегда пугают, и кажутся несовместимыми с бизнесом, совершенно непонятными и неудобными. Так было изначально и при внедрении онлайн касс, которые едва через год стали не заменимы у большинства предпринимателей.
Сейчас маркировка незнакома предпринимателям, но по мере ее внедрения, начнется всеобщий ликбез. Будут проводиться лекции, семинары, вебинары, выпускаться инструкции. Возможно появится ряд программ, утилит и ПО способствующих работе с маркировкой, ведь рынок-IT часто движется за потребностями предпринимателей.
Государственным органам, регулирующим данную систему, тоже придется учиться работать с маркировкой, учитывая все нюансы и при необходимости внося поправки в законодательство. Например, при внедрении онлайн касс относительно реквизитов кассового чека были внесены изменения уже после наблюдения за работой онлайн касс. Потребовалось время на изучение, формирование нового перечня, а теперь его внедрения и контроля за переходом. Напоминаем, версия 1.0, применяемая в работе первых онлайн касс до 2019 года должна быть изменена на версии 1.05, или 1.1.
Первое, что требуется сделать предпринимателю в качестве подготовки к маркировке – наладить учетную систему. Маркируемые товары фиксируются в ГИС, формируя базу данных, с которой следует периодически сверяться. Конечно, в системе будет предусмотрен процент погрешности, так сказать, возможные расхождения, однако если подобная картина будет повторяться в магазин нагрянет проверка.
Для сравнения с базой данных ГИС необходимо производить собственный учет продажи маркированных товаров и располагать информацией об остатках и номерах товаров в магазине и на складе. На сегодняшний день не каждый предприниматель может предоставить подобную информацию. Без правильной и эффективной системы учета достаточно трудно производить расчет прибыли и затрат, планировать закуп, поэтому автоматизация этого процесса поможет не только выполнить требования государства в части маркировки, но и поспособствует установлению порядка в ведении бизнеса.
Второе, что подготовит предпринимателя к работе с маркировкой – подключение электронного документооборота. Данная мера является необходимостью при торговле товаров с маркировкой. По схеме работы ГИС, маркированный товар переходит от оптовика в розницу путем подтверждения электронной накладной с перечнем товаров и номерами по каждому из них. При отсутствии такой накладной, предприниматель официально не располагает этими товарами и не вправе осуществлять продажу.
Электронный документооборот является очень удобной и полезной технологией не только относительно системы маркировки. Документооборот в электронном формате значительно сокращает количество бумажных документов, через которые и ныне обмениваются российский бизнес, загружая почту. Поэтому необходимость введение электронного документооборота облегчит жизнь предпринимателей всесторонне.
Третье, что может сделать предприниматель для работы с маркировкой – осуществить подготовку торговых точек. Суть подготовки заключается в сканерах штрихкодов, которые должны распознавать 2D штрихкоды.
Четвертое, над чем следует поработать в преддверии введения маркировки – процесс приема и отгрузки товаров. Эта рекомендация является самой непростой в исполнении, потому что изменение бизнес-процессов зачастую трудно достигается. Сейчас процесс приема и отгрузки включает бумажную накладную и контроль со стороны сотрудника, что количества и наименование товара, поставленного в магазин совпадают. Однако с введением маркировки этот процесс усложниться, и надо будет принимать во внимание не только электронную накладную и номера маркировки каждого товара.
Разумеется, сверка будет происходить посредством программного обеспечения, специально созданного для этих целей. Но подобная схема уже отработана на примере алкогольной продукции, каждую акцизную марку которой необходимо сканировать продавцам уже сейчас. Так, что технические решения уже разработаны и совершенствуются.
Если Вам для ведения бизнеса нужен сканер штрихкодов и вы не знаете какой лучше выбрать, Вы можете позвонить по номеру: 8 800 500 95 79 - и наши специалисты помогут подобрать подходящее оборудование.