Поправки, вносимые №476-ФЗ от 27 декабря 2019 года, корректируют правила приобретения электронной цифровой подписи (ЭЦП) и работу с ней. Одним из основных изменений, прописанных в законе, является введение с 2021 года специальной организации, которая будет контролировать действительность подписи, сертификатов и др. Это нововведение поможет избежать подделки подписи.
Наряду с этим с начала 2021 года все удостоверяющие центры имеют право хранить и применять по поручению владельца подписи ключ ЭЦП. Это дает возможность владельцу удаленно подписывать электронные документы, используя компьютер, телефон или планшет – без установки каких-либо приложений или программ. Ключ электронной подписи, размещенный дистанционно (не на внешнем носителе) позволит проще отслеживать подписанные документы, потому что в базе данных центра будет фиксироваться все случаи применения ЭЦП.
Согласно №476-ФЗ с 01.01.2022 года изменяет и схема приобретения электронной подписи. Госслужащие могут получить электронную подпись только в Федеральном Казначействе, руководство банков и других кредитных организаций – в ЦБ РФ, а ИП и организации – в ФНС. При этом, предприниматели могут идентифицироваться и оформить электронную подпись удаленно, включая действующий сертификат ключа. Персонал предприятия или организации получает электронную подпись в специализированных коммерческих удостоверяющих центрах. Подтвердить полномочия можно с помощью машиночитаемой доверенности.
Сертификаты ключей ЭЦП, приобретаемые для персонала, работающих с отчетностью ФНС, полученные до 01.07.2020 года будут действительны до конца 2021 года. Следует внимательно изучить процедуру получения ЭЦП с 2021 года, ведь производство и ритейл будут постепенно переведены на работу с маркировкой, что предполагает работу с электронным документооборотом и наличие ЭЦП. Полный текст №476-ФЗ опубликован на официальном правовом портале для возможности подробного ознакомления с изменениями.