С 1 марта 2019 сигареты и остальные табачные изделия переходят под режим обязательной маркировки. Многие производители сигарет уже приняли участие в экспериментальном внедрении маркировки, с целью отработки процесса взаимодействия, но с марта этого года маркировка сигарет будет требоваться от всех компаний.
Что нужно знать по маркировке табачных изделий?
Маркироваться должна каждая отдельная пачка, блок и упаковка. Маркировка производится посредством нанесения на продукт – 2D-штрихкода формата DataMatrix. Данный тип штрихкода напоминает всем знакомый QR-штрихкод.
Маркировочный штрихкод DataMatrix включает:
- уникальный код GTIN, применяемый на международном уровне торговой маркировки;
- идентификационный код (комбинация данных), направленный выявить товар в базе товаров информационной системы;
- проверочный код криптоключа, защищающий штрихкод.
Уникальность всех маркировочных кодов, а также факт того, что они зафиксированы в информационной системе маркировки, исключает возможность торговли нелегальной продукции, ведь отсканировав штрихкод, которого нет в системе, можно сразу обнаружить контрафактный товар.
Информационная система маркировки и оборота табачной продукции (ИС МОТП) представляет собой систему мониторинга и учета каждой пачки сигарет с момента ее производства до попадания в руки покупателя. ИС МОТП является электронной системой, функционирование которой возможно лишь с поддержкой электронного документооборота (ЭДО).
Маркировка табачной продукции обеспечивает полный мониторинг движения товаров с производственных конвейеров до кассы магазина. Как это будет происходить?
Процесс работы системы маркировки поэтапно:
- Сигареты (пачка/блок/упаковка) маркируются производителем, при этом используются штрихкоды предоставленные государственным представителем (ИС МОТП), после маркирования данные о произведенной маркировке в электронном формате направляются в информационную систему маркировки.
- Для того чтобы передать товар оптовой компании, производителю необходимо для каждой отдельной пачки сигарет сформировать универсальный передаточный документ (УПД) и снабдить оптовика данным документом посредством ЭДО. Оптовая компания должна проверить каждый товар, внесенный в накладную, только после этого принять доставленный товар. УПД с помощью электронного документооборота фиксируются в ИС МОТП.
- Оптовая компания распределяет полученный товар по розничным магазинам. Опт также формирует УПД, с информированием ИС МОТП. Розница при продаже пачки сигарет, сканирует код маркировки и посредством онлайн кассы данные о продаже конкретной сигаретной пачки передаются оператору фискальных данных (ОФД), который отчитывается перед ИС МОТП об осуществлении продажи.
- Покупатель имеет возможность считать маркировочный штрихкод на товаре и узнать посредством мобильного приложения о передвижении пачки от производителя до его рук – контрольная потребительская проверка.
Как готовиться к обязательной маркировке?
- наличие и проверка готовности сканирующего устройства и онлайн кассы (наличие программного обеспечение) к работе с маркировочными 2D-кодами;
- отработка системы ЭДО, при необходимости обучение сотрудников работе с электронной документацией;
- приобретение квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Маркировка табачных и других товаров является одним из главных проектов по повышению качеству потребления для государства, поэтому с его стороны идет детальнейший контроль изначально. Не откладывайте переход на работы по системе маркировки на последние дни – займитесь подготовкой заранее.