Товарная маркировка, надвигающаяся на отечественных производителей и продавцов в 2019 году, представляет собой нанесение специальных штрихкодов на товары, с целью контроля производства и дальнейшего доведения этого товара до покупателя. С 2016 года маркировка обязательна для производителей и продавцов алкогольной продукции, также обязательна маркировка меховых изделий. Штрихкод, наносимый на товар, заключает в себе индивидуальный код, который идентифицирует продукцию, что позволяет проследить весь путь товара от производства до продажи, ведь каждый этап перемещения товара фиксируется в информационной системе.
Некачественные товары, подделка лекарств и алкогольной продукции – со всем этим отечественный потребитель может столкнуться ежедневно, на исключение подобных ситуаций и нацелена маркировка. Повышение качества продукции, безопасность потребителя, искоренение контрафакта и полноценный учет товарооборота – одни из основных задач, возложенных на систему обязательной маркировки.
В настоящий момент маркировка обязательна для алкогольной продукции, меховых изделий и некоторых лекарственных средств. Также ряд товаров маркируется экспериментально производителями, опробовавшими систему и готовыми к маркировке своих товаров, которая станет обязательной в 2019 году. Перечень маркируемых товаров и сроки перехода на 2019 год уже определены:
• с 01.03.2019 года – табачная продукция;
• с 01.07.2019 года – обувь;
• с 01.12.2019 года – одежда из натуральной и композиционной кожи, шины и покрышки пневматические из резины, духи и туалетная вода, фотокамеры и фотовспышки, верхняя одежда, женские трикотажные и вязанные блузки, постельное/кухонное/туалетное белье.
Разумеется, производители табачных товаров и обуви имеют несколько сжатые сроки, однако многие представители торговли этих категорий товаров начали экспериментальную маркировку еще в прошлом году.
Почему маркировка не станет проблемой для предпринимателей и покупателей?
Во-первых, штрихкоды, используемые в маркировке, достаточно легко производятся. Алкогольная продукция в настоящее время ведет маркировку посредством нанесения PDF417-штрихкодов, меховые изделия с помощью RFID-штрихкодов. Штрихкод типа PDF417 – имеет трудности при считывании сканирующим устройством, а штрихкод типа RFID довольно дорогостоящий. Учитывая опыт этих категорий, для снижения давления на предпринимателей и покупателей, был введен единый формат штрихкодов для товаров маркировки – DataMatrix-штрихкод. Данный тип 2D-штрихкодов является одним из самых дешевых и простых в производстве. Работа с данным штрихкодом заключается лишь в наличии сканирующего устройства 2D типа.
Во-вторых, отправка информации о товарах в систему маркировки будет производится через уже знакомого оператора фискальных данных(ОФД). Процесс продажи один из важнейших этапов отслеживания товара. После сканирования пришедшей от поставщика продукции, продавцу необходимо передать данные о продаже маркированного товара. Большая часть розничной торговли давно работает с онлайн кассами и знает принцип работы ОФД. Передача данных о маркировке через ОФД оптимальное решение, ведь отсканировав дополнительный штрихкод на кассе при продаже, продавец быстро направит информацию о товаре в систему, а также зафиксирует штрихкод на чеке покупателя.
Маркировка сильно повлияет на производителей, но не на продавцов. Основные изменения предпринимателей система маркировки привнесет в процесс приема, хранения и продажи товаров. Стоит отметить, что работать компания или ИП сможет только с производителями, маркирующими товары, если маркировка обязательна. Ведь в случае продажи контрафактного товара – ответственность полностью возляжет на продавца.
Что требуется от предпринимателя для работы с маркировкой:
• изучить структуру работы системы маркировки;
• перестроить (при необходимости) процессы приема, хранения и продажи товаров;
• провести обучающие мероприятия с работниками;
• приобрести онлайн кассу, работающую с системой маркировки;
• оформить квалифицированную электронную подпись;
• настроить процессы системы электронного документооборота.
Отдельно стоит рассмотреть процессы приема, хранения и продажи товаров, для осуществления которых и требуется обучить работников, наладить документооборот и другое.
Приём товаров подразумевает работу с накладными по товарам. Принять товар полностью или при расхождении с заявкой, как можно отказать в приеме товара, который не имеет маркировки. Разумеется, весь процесс следует отработать с сотрудниками, ведь фиксация принятых маркированных товаров очень важный этап, который требуется оформлять тщательно, отображая все в своей электронной системе данных.Отработанная на экспериментальных пробах маркировки, схема работы с маркировочной продукцией выглядит следующим образом:
1. Производитель товара отправляет запрос на маркировочные DataMatrix-штрихкоды информационной системы маркировки, и при получении их отображает на товарах.
2. Поставщик покупает партию товаров у производителя, который посредством электронного документооборота высылает поставщику накладные со штрихкодами товаров. Поставщик производит проверку штрихкодов и осуществляет прием товара. Информация о том, что маркированные товары перешли к поставщику от производителя сообщаются в информационную систему маркировки через электронный документооборот.
3. Поставщик направляет товар к продавцам (магазины) таким же образом отгружая и направляя продавцам накладную, а продавцы проверяют штрихкоды. Вся информация о передаче товара направляется в информационную систему маркировки.
4. При осуществлении покупки покупателем, кассир сканирует DataMatrix-штрихкод, который нанес еще производитель, после чего онлайн касса информирует ОФД об осуществлении продажи маркированного товара. ОФД в свою очередь передает данные информационной системе маркировки.
Какое оборудование требуется при работе с маркированными товарами?
Трудности в работе с маркированными товарами могут возникнуть лишь у владельцев автономных онлайн касс. Зачастую автономные модели кассовой техники не работают с базой данных, то есть не происходит идентификация товара, а просто производится расчет по общей сумме. Помимо этого, к моделям автономных касс редко модно подключить двумерный сканер, необходимый для считывания маркировочных штрихкодов.
В остальном, смарт-терминалы и фискальные регистраторы подойдут для торговли маркированными товарами, при наличии на кассе двумерного сканера штрихкодов (2D-сканер).
Помните, если ваш магазин будет осуществлять продажу контрафактной продукции без учета обязательной маркировки – санкции и штрафы не заставят себя долго ждать.
Вы еще не готовы к работе с товарами по системе маркировки? Вы всегда можете обратиться за консультацией к менеджерам «Территория ПОС». Мы всегда готовы помочь в подборе онлайн кассы или сканера. Звоните по номеру: 8 800 500 95 79 - и наши специалисты помогут подобрать подходящее оборудование.