По статистике к категории малого бизнеса в России относится свыше 2 миллионов ИП, и их количество постоянно меняется то сокращаясь, то увеличиваясь. На поведение среднего и малого предпринимательства сильно влияют условия, формируемые государством, экономическая обстановка, интересные нововведения. Что изменилось в малом бизнесе за последние десять лет?
- повышение грамотности индивидуальных предпринимателейБизнесмены за последние десять лет стали более образованными, они понимают основы маркетинга и поведения на рынке, необходимость формирования базы клиентов и побуждения этой базы к покупкам. Многие стали применять программы лояльности, заботясь о покупателях через скидки, акции, бонусы, при этом получая личную информацию покупателя, продолжая информировать того удаленно о своей продукции. Понятие CRM-системы сейчас знакомо большинству предпринимателей, а многими взята на вооружение, хотя десять лет назад данная система рассматривалась лишь крупными сетевыми предприятиями, и представители малого бизнеса едва могли знать, что это такое.
- кредитные организации как помощникЗа последние десять лет многое поменялось и в отношениях «банк-предприниматель». Сейчас многие бизнес-функции можно выполнять с помощью банка, в частности, банк может оказать услугу регистрации в налоговой службе, конструировании сайта, а также обеспечить бухгалтерской системой, CRM или системой учета. Подобная система одного окна способствует удобству предпринимателя и повышает конкурентоспособность банка среди других кредитных организаций, несмотря на то, что подобные возможности на сегодняшний день становятся стандартным для банков.
- модные веяньяМалый бизнес хорошо адаптируется к модным продуктам, и популярные направления, которые за последние годы провоцировали открытие десятков новых небольших магазинов почти ежедневно, в частности и в интернет-сети, но это, разумеется, в пик популярности. Когда востребованность товара сходит на нет, магазины стремительно закрываются в связи с уменьшением потребности и спроса. Малый бизнес является очень гибкой системой, поэтому открытие и закрытие магазина представляется обычной реалией для предпринимателей. При этом стоит отметить, что закрытие интернет-магазинов происходит чаще, потому что в онлайн-режиме для подобных модных направлений идет более жесткая конкуренция, чем у небольших магазинов в офлайне, которые могут стимулировать спрос еще в течении некоторого времени.
- применение облачных сервисовДоверие к облаку и его применению сильно возросло за прошедшее десятилетие. Ранее малый бизнес боялся за сохранность своих данных, не доверяя облачным провайдерам. Сейчас предприниматели считают такой механизм хранения информации крайне удобным и пользуются им повсеместно. Выстраиванию доверия сильно помогли сервисы B2C (например, Dropbox), которые доказали бизнесменам сохранность информации и гарантию неприкосновенности данных. Со временем люди привыкают к новому, выжимая все плюсы из технологий. В частности, систему облачного сервиса задействовало и государство. Онлайн кассы, введенные для всех представителей торговли, базируются на передаче информации о контрольно-кассовых операциях в облако налоговой службы. Передача происходит через оператора фискальных данных, который является посредником между предпринимателем и ФНС.
- платное программное обеспечениеМногие предприниматели малого бизнеса смирились с необходимостью платить за программное обеспечение (ПО). Раньше приобретение лицензированного программного продукта считалось глупой и бессмысленной затратой, расточительно выделять средства на которую для малых предприятий было неприемлемым. Разработчики программ выслеживали нелегальные копии, что в дальнейшем часто заканчивалось изыманием компьютеров и судебными тяжбами, отнимающими время и нервы. Сейчас подобное уже не встретишь, предпринимателю легче приобрести требуемую программу и спокойно работать. Следует отметить, что на изменение отношения малого бизнеса к покупке ПО сказалось расширение IT-рынка. Сегодня разработчиков гораздо больше чем раньше, почти все программы имеют множество аналогов, и сами программы намного доступней, чем в прошедшие годы.
- совмещение торговли в онлайн и офлайн магазинахРанее можно было четко отделить интернет-торговлю от простой розницы: есть интернет-магазин – онлайн торговля; простой стандартный магазин с помещением – офлайн торговля. Но сегодня развитие социальных сетей и разнообразных каналов информации поспособствовали началу смешения. Розница стремится открыть себе интернет-магазин, через аккаунты в социальных сетях или разработку сайта, а интернет-магазины спешат открыть торговые точки, снимая небольшие помещения. На подобное поведение малого предпринимательства сильно повлияли Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, Youtube, и другие интернет-порталы, которые активно использует малый и средний бизнес для продвижения своих товаров и услуг, простым открытием групп и аккаунтов-магазинов.
Увеличение темпов развития малого предпринимательства за последнее десятилетие заметно невооруженным глазом. На это есть ряд причин: технологические (быстрый и доступный интернет, облачные сервисы, распространение смартфонов и планшетов), законодательные (внедрение обязательных онлайн касс и маркировки товаров) и образовательные (многообразие вебинаров, семинаров и иных обучающих мероприятий, для предпринимателей). В какую сторону повернет развитие малого бизнеса в следующие десять лет, пока не ясно, но совершенно однозначным остается одно – это развитие будет.