Минимум ручного труда и максимальная автоматизация рабочих процессов – то, к чему стремится современное общество, пытаясь улучшить условия жизни посредством технологий. Не так давно европейцы и американцы стали вводить кассы самообслуживания, где покупатель может рассчитаться за покупку самостоятельно без кассира. Отечественная торговля не стала отставать от зарубежных стран.
Использование касс самообслуживания началось в России с 2014 года, осуществить покупку через подобный кассовый аппарат можно было лишь в некоторых магазинах крупных торговых сетей. Самообслуживаемую контрольно-кассовой технику можно встретить в «Ленте», «Ашане», «О'Кей», «Перекрёстке» и «Карусели».
Касса самообслуживания оснащена системным блоком с мощным процессором, который и осуществляет все торговые операции, принтером для печати чеков (иногда это фискальный регистратор). Распознавание товаров возможно благодаря встроенному биоптическому сканеру, наряду с этим кассовое устройство оснащено весами и платежным терминалом. Сенсорный экран способствует удобству в управлении, делая расчет примитивно простым, также имеется система звукового оповещения, подсказывающая покупателю дальнейшее действие. Использование подобных кассовых аппаратов экономит время покупателя и затраты предпринимателя на работников, однако имеются и недостатки применения такой передовой техники. Так, например, торговая сеть «Азбука вкуса» отказалась от касс самообслуживания.
«Азбука вкуса» одна из первопроходцев в применении касс самообслуживания, и за последние пять лет торговая сеть успела оснастить четыре московских супермаркета данными терминалами, которые в настоящее время уже неактивны. По словам представителей торговой сети, изменение характера потребления и потока покупателей в торговых точках, где были установлены кассы самообслуживания, повлияло на окупаемость работы терминалов. Проще говоря, актуальной и востребованной касса самообслуживания осталась лишь в одном из магазинов «Азбука вкуса», оставшиеся три приносили лишь расходы на содержание, поэтому было принято решение о демонтаже кассовых аппаратов.
Расходы на установку, техническое обслуживание и энергопотребление касс самообслуживания, которые несли «Азбука вкуса» не сообщались, остается лишь догадываться о сумме убытков. Несмотря на это, эксперты отмечают, что подобный опыт автоматизации через применение контрольно-кассового оборудования нового уровня будет полезен для дальнейшего развития конкретной торговой сети и российского ритейла в целом.